Виктору Ющенко постановление не указ // Президент Украины приостановил передачу акций "Укртатнафты" в Фонд госимущества
5 сентября 2007 года
Вчера президент Украины Виктор Ющенко своим указом остановил действие постановления Кабмина №1037 от 8 августа 2007 года о передаче госпакета акций «Укртатнафты» от национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» ФГИ. Господин Ющенко также направил представление в Конституционный суд на предмет соответствия постановления основному закону. В указе сказано, что лишение «Нафтогаза» указанных активов приведет к недополучению этой компанией экономической выгоды и ухудшению ее платежеспособности.
Справка "Ъ". Компания «Укртатнафта» занимает около 35% рынка нефтепродуктов Украины. Оборот в 2006 году — $700 млн, чистая прибыль — $5 млн. Украине принадлежит 43% акций завода, которыми до сегодняшнего дня управляла НАК «Нафтогаз Украины», правительству Татарстана — 28,8%, ОАО «Татнефть» — 8,6%. Еще за 18,3% акций ведется спор между украинскими и татарстанскими акционерами.
Официально в секретариате президента указ комментировать отказались. Однако высокопоставленный источник в ведомстве сообщил „Ъ“, что решение было принято после того, как Кабмин поручил передать ФГИ не 61% акций, а 43%. «Это означало, что правительство признает как минимум сомнительным решение суда, которым „Нафтогазу“ уже возвращены 18% акций „Укртатнафты“», — пояснил собеседник „Ъ“.
Напомним, в начале августа Кабмин принял постановление о передаче в управление ФГИ госпакета акций «Укртатнафты», что было крайне выгодно татарстанским акционерам предприятия. Глава Минтопэнерго Украины Юрий Бойко тогда настоял, чтобы в тексте постановления не был указан пакет акций «Укртатнафты». Тем не менее в поручении ФГИ, выданном после опубликования постановления, было указано, что «Нафтогаз» должен передать фонду «находящиеся у него в управлении 43% акций ЗАО „Укртатнафта“».
В «Нафтогазе Украины» и Минтопэнерго комментировать решение Виктора Ющенко отказались. Источник в «Татнефти» заявил „Ъ“, что «пока официального подтверждения выхода указа не получено, поэтому единого сформированного мнения о возможных последствиях для компании нет». По его словам, к моменту выхода указа постановление правительства Украины о возврате госпакета акций оставалось неисполненным. «Срок был установлен на 8 сентября, но документы, касающиеся передачи акций, находились в стадии согласования с заинтересованными ведомствами, — сказал он. — Передача явно затянулась, хотя в украинской практике есть обратные примеры. 8 сентября 2004 года правительство Украины приняло постановление о передаче госпакета „Нафтогазу Украины“, а уже 9 сентября ФГИ подписал акт приема передачи акций». По мнению источника, одной из причин задержки явилась неопределенность размера госпакета. «Мы исходим из того, что государство в лице „Нафтогаза Украины“ владеет 43,054% акций и заявления о возврате 18% акций в госсобственность не имеют никакой юридической базы», — сказал он.
Юрист консалтинговой компании «Песков и партнеры» Геннадий Песков считает, что у президента были основания для запрета постановления Кабмина, однако указывает на то, что окончательную точку в этом деле поставит Конституционный суд. Управляющий партнер юрфирмы Astapov Lawyers Андрей Астапов уверен, что решение правительства, «если будет доказано, что оно действительно наносит ущерб интересам государства», может быть отменено в Конституционном суде.
Генеральный директор ОАО «Галичина» Александр Лазорко убежден, что в ближайшее время «Нафтогаз Украины» постарается вновь инициировать собрание акционеров на предприятии и установить лояльный менеджмент. «Владея 61-процентным пакетом акций, это реально сделать», — говорит он. А гендиректор компании «Донецкойлсервис» Виктор Мартиросян считает, что «Нафтогазу» «Укртатнафта» необходима для того, чтобы построить вертикально интегрированную нефтяную компанию. «„Нафтогаз“ в следующем году за счет добывающих проектов в Крыму планирует резко увеличить добычу нефти и газоконденсата, а также будет расширять свою сеть автозаправочных станций, — говорит господин Мартиросян. — Поэтому НАК заинтересована в контроле над нефтеперерабатывающими мощностями, которых сейчас у нее недостаточно».
"Ъ - Волга-Урал", Луиза Игнатьева; Олег Гавриш, Киев